Меню Рубрики

Ультразвуковая картина аденомы простаты

По данным ВОЗ, происходит стремительное старение населения, особенно на европейском континенте, а доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ), как известно, — болезнь пожилого возраста.

Поэтому количество мужчин, страдающих ДГПЖ, прогрессирующе растет.

По статистике с возрастом увеличивается заболеваемость аденомой предстательной железы.

Так, после 40 лет она встречается у 25% обследованных, после 50 лет — у 32%, а среди лиц старше 60 лет — у 84%.

Материалами послужили результаты комплексного клинико-лучевого обследования 3240 пациентов с заболеваниями предстательной железы (ПЖ). Выяснилось, что наиболее часто встречающейся патологией является ДГПЖ. Диагноз ДГПЖ был установлен у 1456 (45,0%) обследованных больных. Такой большой удельный вес данной патологии ПЖ мы объясняем тем, что в обследованном контингенте преобладали лица старшей возрастной группы (от 52 до 92 лет; средний возраст 72 ± 8,6 года).

Центральная зона, из которой наиболее часто развивается ДГПЖ, недоступна для пальпации в связи с ее удаленностью, поэтому данные пальцевого ректального исследования крайне скудны, что снижает его диагностическую ценность. Уровень простатспецифического антигена (ПСА) является маркером рака ПЖ, однако он может быть повышен и при доброкачественной гиперплазии. Кроме того, с возрастом и увеличением объема железы стандартизированные показатели ПСА увеличиваются.

Стандартное трансректальное ультразвуковое исследование (ТРУЗИ) в режиме серой шкалы помогает в большинстве случаев (92%) распознать и дифференцировать классические ультразвуковые формы рака и ДГПЖ. Симметричная железа с увеличенной центральной частью и однородной паренхимой при ДГПЖ не представляет сложностей в диагностическом плане, в то время как асимметричный рост аденомы, крупные солитарные узлы, деформирующие капсулу и контуры, часто вызывают сложности.

Диагностические возможности обычного ТРУЗИ в описанных выше ситуациях достаточно низки (чувтевительность — 66%, специфичность — 52%). Появление новых дополнительных методик ТРУЗИ, таких как ультразвуковая ангиография, тканевая и эхоконтрастная гармоники, трехмерная эхография и ангиография, внесли свой вклад в улучшение диагностики ДГПЖ.

Эхографически ДГПЖ можно описать как симметричное полулунное образование, с ровной капсулой. ПЖ увеличена, часто значительно, в основном в персднезаднем направлении (в 75% случаев). Структура аденоматозного образования гомогенная, с участками эхоуплотнения правильной формы; при фиброаденоме визуализируются яркие эхосигналы от развившейся соединительной ткани.

Иногда в структуре ДГПЖ мы подозревали и выявляли рак предстательной железы (РПЖ) (I случай — 0,02%). Для окончательной верификации пользовались комплексом методов — сочетанием ультразвукового исследования (УЗИ) с лабораторными методами, выявляющими увеличение уровня простатической кислой фосфатазы и нарастание числа В-лимфоцитов. Проводили биопсию под контролем УЗИ.

Минимальный объем отчетливо видимого аденоматозного узла составил 1 см3, наибольший — 95 см3. Поскольку скорость роста аденоматозного узла напрямую зависит только от уровня мужских половых гормонов конкретного пациента, не определяется корреляции между степенью увеличения органа и длительность заболевания.

Наиболее характерны два варианта изменения формы аденоматозно увеличенной ПЖ:

1) рост ПЖ преимущественно вперед за счет появления двухдолевого узла (железа приобретает практически шаровидную форму), что соответствовует «кишечной форме» аденомы по клинической классификации, — 722 наблюдения;

2) рост преимущественно вверх за счет гиперплазии средней доли железы с появлением дополнительного выпячивания, оттесняющего мочевой пузырь, что соответствует «пузырной форме» аденомы, — 734 наблюдения.

Анализ эхографическон картины при ДГПЖ позволил выделить следующие ультразвуковые варианты:

1. Преимущественно узловая форма гиперплазии — 1056 больных (72, 8 %):

а) моноузловая (62%);
б) полиузловая (10,8%).

2. Преимущественно диффузная форма гиперплазии — 365 больных (24,4%):

а) гомогенная (14,2%);
б) негомогенная (10,2%).

Гиперпластический процесс без увеличения ПЖ (2,3%), сопровождающийся только изменением ее структуры, — 35 больных (рис. 3.66).


Рис. 3.66. Гиперпластический процесс в переходной зоне без увеличения размеров ПЖ.

При ТРУЗИ основными и типичными ультразвуковыми признаками доброкачественной гиперплазии в режиме серой шкалы являются:

1. Увеличение размеров и объема железы больше нормальных значений (97,2%).

2. Нарушение соотношения центральной и периферической частей железы за счет увеличения размеров центральной части (97,2%).

3. Уплощение центральной зоны и формирование на ее месте так называемой хирургической капсулы, разделяющей центральную часть железы и периферическую зону (75,0%).

4. Изменение эхоструктуры: повышение зхогенности центральной части и периферической зоны (62,6%).

Читайте также:  Отвар коры осины при аденоме простаты

5. Изменение формы железы: шаровидная (15%), конусовидная (24%), в виде «трилистника» (24%), ухтовая (32%), смешанная (5%) и т. д.

Определенную помощь при сомнительных результатах ТРУЗИ оказывало динамическое наблюдение. Изменение характера узлов, появление нечеткости, размытости их контуров, нарушение формы, быстрый рост, изменение эхогенности, а также степени васкуляризаиии были отнесены нами к признакам озлокачествления.

В настоящее время существенно расширились показания для морфологической верификации диагноза ДГПЖ. Так, мы считаем, что биопсия ПЖ под УЗ-контролем показана уже при асимметрии ПЖ, наличии узлов, особенно неправильной формы, участков обызвествления в аденоме, а также у больных с повышенным уровнем ПСА — свыше 4 нг/мл, особенно более 10 нг/мл. При помоши гистологической верификации проводится дифференциальная диагностика ДГПЖ с раком и склерозом ПЖ. хроническим простатитом, опухолями и камнями мочевого пузыря.

Было проведено изучение корреляции эхографических и морфологических изменений структуры ПЖ при ДГПЖ. Для этого у пациентов, которые были подвергнуты оперативному вмешательству по поводу доброкачественной гиперплазии, сравнивали предоперационные эхосемиотические признаки ДГПЖ с результатами морфологического изучения материала, полученного при различных видах резекции ПЖ. Корреляционный анализ не позволил выявить четкую закономерность между степенью эхогенности узловых образований и их морфологическим субстратом, количеством и сочетанием железистого и стромального компонентов.

Изучение сосудистого рисунка при ДГПЖ показало, что характер изменений коррелировал с формой роста аденомы.

При ТРУЗИ с применением методик ультразвуковой ангиографии типичными признаками нарушения васкуляризаиии при доброкачественной гиперплазии являлись:

1. Увеличение количества уретральной группы артерий и вен (51%).

2. Нарушение соотношения степени васкуляризации центральной и периферической частей железы за счет снижения васкуляризации периферической зоны и усиления васкуляризации центральной части (22%).

3. Увеличение диаметра венозных сосудов, располагающихся в периуретральной зоне и по ходу «хирургической капсулы» (12%).

4. Дугообразная деформация уретральных сосудов, кровоснабжающих центральную часть железы (70%).

5. Гиперпластический тип васкуляризации аденоматозных узлов (15%).

Уретральная группа артерий, кровоснабжающая центральную часть железы, претерпевает значительные изменения. Их количество увеличивается пропорционально увеличению объема железы. Они деформируются и смешаются гиперплазированной тканью к периферической зоне. Плотность сосудов ПЖ в разных ее отделах становится неодинаковой. Большинство сосудов локализуется в центральной части, вдоль уретры и по ходу «хирургической капсулы» (рис. 3.67). Степень и характер васкуляризации железы зависят от формы роста аденомы.


Рис. 3.67. Повышенная плотность сосудов в зоне аденоматозных изменений.

После проведения чреспузырной, трансуретральной или другой аденомэктомии метод УЗИ оказался единственным, достаточно информативным и доступным для проведения мониторинга качества и последствий хирургического вмешательства. Наблюдалось значительное уменьшение ПЖ у всех (100 %) пациентов. Железа приобретала обычную или слегка неправильную, овальную форму. Структура ее чаще (1028 больных — 70,5%) была неоднородной, что обусловлено предшествующими изменениями в ткани ПЖ в результате длительной их компрессии имевшейся гиперплазией. В 124 случаях (8,5%) отчетливо выделялись оставшиеся (невылущенные) аденоматозные узлы.

Эхографическая картина ПЖ после трансуретральной резекции в первые месяцы после операции характеризовалась наличием лакунообразного расширения начальной части простатического отдела уретры. Степень и протяженность этого расширения были различными. При обследовании этих больных через год после операции и позже данное расширение не обнаруживалось, очевидно, в результате декомпрессии паренхимы ПЖ и заполнения ею имеющегося дефекта. У 24 (1,5%) больных при последующих исследованиях сохранялось отмеченное расширение уретры.

Динамическое наблюдение или пробное противовоспалительное лечение рекомендуем в сомнительных случаях. Отсутствие динамики ультразвуковой картины при контрольном осмотре свидетельствует в пользу доброкачественности узлов. Изменение характера узлов, появление нечеткости, размытости их контуров, нарушение формы, быстрый рост, изменение эхогенности структуры, а также степени васкуляризации отнесены к признакам озлокачествения.

Результаты нашего исследования показали, что применение комплексного подхода и всего спектра новых ультразвуковых методик (цветового допплеровского картирования, энергетического картирования, трехмерной реконструкции сосудистого рисунка) улучшает диагностику ДГПЖ, высокоэффективно в мониторинге н оценке качества проводимого лечения и может быть рекомендовано к использованию в клинической практике.

Снижение объема ДГПЖ и ПЖ при ТРУЗИ в процессе проводимой терапии является точным и легко воспроизводимым в динамике параметром, который имеет значение в оценке эффективности лечения.

Читайте также:  Уровень простатспецифического антигена при аденоме

Как видно из представленных в табл. 3.15 данных, эффективность УЗ-диагностики аденоматозных узлов при ДГПЖ низка, особенно в выявлении небольших (до 10 см3) объемных образований. Это свидетельствует о невозможности выявления только одним этим методом в железе любых изменений структуры небольших размеров.

Таблица 3.15. Эффективность ТРУЗИ в диагностике ДГПЖ

При выборе метода лечения ДГПЖ следует руководствоваться Международной системой суммарной оценки симптомов 1-PSS, предложенной в 1993 г. Международным согласительным комитетом по лечению ДГПЖ. При сумме баллов до 8 обычно не требуется никакого лечения. В пределах 9-18 баллов проводится консервативная и медикаментозная терапия. При сумме баллов свыше 18 имеются все показания к оперативному лечению.

Уменьшение объема ДГПЖ и предстательной железы под влиянием гормональной терапии объясняется подавлением митотической активности клеток, снижением их потенции к росту; морфологически при этом наблюдаются атрофия эпителия протоков, вакуолизация, гиперплазия базальных клеток, пикноз ядер, разрыв желез с выходом секрета.

Метод УЗ-контроля при мониторинге лечения позволяет наблюдать за качеством проведенной терапии ДГПЖ и стоит на первом месте при обнаружении рецидива заболевания.

Рак простаты, постепенно развиваясь, может достигнуть 3 стадии. Она является предпоследней степенью, характеризующейся проявлением симптоматики и даже образованием метастаз. Многие мужчины сомневаются, можно ли вылечить рак предстательной железы 3 степени. Современная медицина предусматривает несколько вариантов лечения, позволяющих избавиться от злокачественной опухоли.

Многие годы безуспешно боретесь с ПРОСТАТИТОМ и ПОТЕНЦИЕЙ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить простатит принимая каждый день.

Рак простаты 3 степени характеризуется не только злокачественным образованием в предстательной железе, но и разрушением капсулы с ее проникновением в клетчатку. При этом регионарные узлы могут быть метастазированы. Заболевание становится результатом не вылеченной аденомы простаты.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА — условное обозначение совокупности проявлений болезней и особенностей её течения как основы диагноза, прогноза и лечения.

Для улучшения потенции наши читатели успешно используют M-16. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Процесс образования метастаз связан с распадом патологических клеток. Он обусловлен быстрым ростом и пролиферацией клеток злокачественного новообразования. Они могут быть разными по характеру влияния, но большинство из них – атипичные.

Третья стадия характеризуется:

  • никтурией – позывами к мочеиспусканию в ночной период;
  • поллакиурией – частым мочеиспусканием днем;
  • болевым синдромом при опорожнении мочевого пузыря;
  • жжением и болью в области лобка, промежности;
  • снижением потенции.

Также симптомы выражаются в изменении характера мочи. Она может иметь примеси крови. При этом наблюдается нарушение общего состояния пациента. Он становится вялым, ослабленным, теряет вес.

Наблюдается увеличение размеров паховых и тазовых лимфоузлов. Они давят на соседние ткани, вызывая нарушения в органах.

Раковая опухоль начинает прорастать в близлежащие органы. На первом этапе поражаются:

  • мочевой пузырь;
  • семенные пузырьки;
  • нижняя часть прямой кишки.

Рак простаты 3 степени характеризуется объемным новообразованием, влияющим на состояние мужчины, что позволяет сделать неутешительный прогноз. Но существует возможный способ продления жизни – лечение рака простаты 3 степени.

Пациенты не знают, можно ли устранить опухоль на этой стадии. Но врачи уверяют, что если не отмечается большого количества пораженных тканей и органов, результат может быть положительным.

Современная медицина имеет в арсенале много методов для избавления мужчин от злокачественных новообразований. Лечение рака предстательной железы в 3 степени проводится в большинстве случаев с помощью операции. В ходе нее удаляется не только сама опухоль, но и близлежащие пораженные ткани.

Лечение рака простаты, как и любой онкологии, подразумевает под собой удаление раковых клеток, которое достигается оперативным путем, либо воздействием ионизирующего излучения и различных химиопрепаратов в сочетании с операцией или в виде самостоятельных методик.

После оперативного вмешательства пациенты переживают, возможен ли положительный исход, чтобы опухоль не вернулась вновь. Для того, чтобы вылеченный рак не рецидивировал, необходимо провести дополнительную терапию с применением некоторых распространенных методов.

  1. Третий уровень онкологического заболевания после операции должен быть подкреплен лучевой терапией. Она может быть исключительно внешней. Пациенты не всегда согласны на нее, так как не знают, поможет ли такая форма лечения избавиться от последствий рака. Но врачи отмечают, что внутреннее облучение и брахитерапия являются неэффективными в данном случае. Стоит помнить, что лучевая терапия противопоказана пациентам, страдающим от цистостомы, воспалительных процессов в мочевом пузыре и прямой кишке, камнях в почках.
  2. Третья фаза рака после удаления может быть поддержана гормональной терапией. В этом случае подавляется образование мужских половых гормонов, которые влияют на рост опухоли в простате. Такое влияние достигается или химическим лечением, или удалением яичек.
  3. В ходе химиотерапии пациент внутривенно вводят препараты, которые убивают атипичные клетки. Также токсические вещества способствуют подавлению активности тестостерона.
  4. При криотерапии происходит устранение атипичных клеток низкими температурами. Этот метод успешно сочетают с гормональным лечением.
  5. Современным способом избавления от рака простаты является виротерапия. Она предусматривает введение в организм специально разработанных вирусов. Микроорганизмы обнаруживают патологические клетки и борются с ними.
Читайте также:  Эхопризнаки аденомы предстательной железы

Все методы можно использовать не только после операции, но и вместо нее. Лучевая терапия может быть направлена только на опухоль. Врач должен рассчитать дозу облучения, чтобы патологические клетки погибли, а здоровые не были сильно повреждены.

В некоторых случаях оперативное вмешательство проводить не рекомендуется из-за возраста больного, а также медленного течения болезни. При этом у большинства пациентов этой группы могут появиться негативные побочные эффекты и риск летального исхода вследствие других заболеваний. Поэтому пациенту назначается активное наблюдение, которое заключается в периодической сдаче анализов и посещении врача для осмотра. Если ситуация изменится, то больному предложат варианты терапии.

Многие пациенты предпочитают справляться с раком простаты с помощью народной терапии. Она оказывает поддержку организму при химическом и лучевом лечении. Но врачи настороженно относятся к таким методам, так как может быть пропущено время для устранения опухоли.

Рак простаты 3 степени может значительно сократить продолжительность жизни мужчины. Но врачи отмечают, что при своевременном обращении пациента для обследования и назначения лечения можно избежать негативных последствий. Тогда больной сможет жить еще более продолжительное время.

Чаще болезнь обнаруживает себя на ранних стадиях при первичном осмотре. На первой стадии рак простаты ограничен тканями железы , метастазы не обнаруживаются, прогноз наиболее благоприятен.

Онкологи вывели понятие пятилетней выживаемости. Его суть заключается в расчете вероятности жизни пациента в течение 5 лет при наличии ракового новообразования. Они отмечают, что показатель зависит от стадии заболевания:

  • на первой стадии около 90%;
  • при раке второй стадии от 80 до 82%;
  • на третьей стадии около 43%;
  • при раке четвертой стадии 15% и менее.

Чтобы ответить на вопрос, сколько живут с раком простаты, врач должен оценить некоторые факторы. К ним относят агрессивность болезни, характер опухоли и ее рост, степень распространения атипичных клеток. Для выявления агрессивности внимание должно быть обращено на:

  • показатель уровня простатспецифического антигена;
  • шкалу Глисона;
  • скорость увеличения количества ПСА при раке простаты.

Некоторые врачи отмечают, что третья стадия не является приговором. Поэтому пациент может прожить пять лет в 50–80% случаев. Смерть при этом чаще всего наступает не от рака, а от других заболеваний, которые имеются у пациента. Но стоит помнить, что опухоль и метастазы сильно влияют на организм мужчины. Поэтому он может ощутить снижение жизненных сил.

При отсутствии операции может быть сокращен срок жизни пациента на два года. Когда распространятся метастазы, справиться с болезнью практически невозможно.

Врачи уверяют, что при появлении у больного пессимистичного настроя шансы на выздоровление ничтожно малы. Отсутствие веры в себя провоцирует еще больший упадок сил. Поэтому смерть наступает быстрее. Мужчине необходимо избавиться от негативных эмоций, нормализовав свое душевное состояние.

Медики подтверждают тот факт, что в период восстановления после операции важна поддержка близких людей. Больному легче будет справиться с последствиями, ощущая, что он не один.

Третья стадия рака простаты не является приговором. Можно успешно вылечиться и поддерживать жизнь в течение длительного периода времени.

источник