Меню Рубрики

Эозинофильная аденома гипофиза это

Медицина рассматривает и изучает причины, по которым зарождается и прогрессирует хромофобная аденома гипофиза. Это заболевание, основания возникновения которого неизвестны.

Если развивается такая неоплазма, то человек подвергается возникновению различных симптомов, с одной стороны, таких как:

  • рентгенологические;
  • офтальмологические;
  • неврологические.

С другой стороны, такие симптомы, как нарушения со стороны эндокринной системы. Медики отмечают, что в большинстве случаев хромофобная аденома гипофиза проходит без обнаружения всяческих симптомов. Такое заболевание возможно обнаружить случайно. Нарушение со стороны эндокринной системы проявляются в недостаточности желез половых и надпочечников. А также допускается вариант, что результатом недостаточности может выступать снижение определённых гормонов. Такое может произойти в тех случаях, когда происходит сдавливание или разрушение клеток базофильной передней доли гипофиза.

Это заболевание может начать своё развитие от тридцати до пятидесяти лет. На ранних сроках заболевания одним из основных симптомов является нарушение половой функции. У женского пола такое нарушение может проявиться в виде расстройства месячного цикла. Бывает даже такое, что менструация прекращается сразу же. У мужской половины может проявляться в виде понижения потенции и либидо.

А также к симптомам можно отнести:

  • Бледность кожи, бывает и желтоватый;
  • Ожирение;
  • Оволосение (у мужчин);
  • Повышение холестерина в крови;
  • Утомляемость;
  • Снижение уровня электролитов.

Одна из распространённых неоплазм в черепно-мозговой коробке — это базофильная аденома гипофиза. Причины такого заболевания так и не были обнаружены, были выявлены всего лишь факторы.

К ним отнесли инфекционные процессы в мозге головы, также могут быть травмы черепно-мозговые или же генетическая предрасположенность. Симптомы такой болезни напрямую зависят от расположения в гипофизе новообразования. Такое заболевание может постигнуть чаще женское население, нежели мужское. Такая аденома может возникнуть от тридцати до пятидесяти лет. Один из основных симптомов — это заболевание Иценко-Кушинга. Эта болезнь представляет собой заболевание эндокринной системы, развивается оно на фоне выработки лишнего числа адренокортикотропного гормона. Такой гормон отвечает за работу надпочечников. Если в организм начинает испытывать переизбыток данного гормона, то надпочечники начинают работать сильнее и в результате этого увеличиваются в размере, что становиться причиной заболевания Иценко-Кушинга.

У большинства больных начинает происходить неравномерное ожирение. Это образование жировых отложений только в области шеи, живота, груди и лица, а ноги и руки при этом остаются худыми.

Эозинофильная аденома гипофиза — это тринадцать процентов всех неоплазм гипофиза. Такое заболевание очень медленно развивается и не даёт метастазы. Давление новообразования провоцирует эрозию стенок и происходит их расширение изнутри. Если неоплазма начинает подниматься выше, чем диафрагма седла, то происходит сдавливание зрительного нерва, а после начинает ухудшаться зрение.

Если заболевание прогрессирует, то происходит битемпоральная гемианопсия, после чего происходит потеря зрения вплоть до слепоты, а также присутствуют и головные боли.

Гиперсекреция роста гормонов несет огромное значение в способности организма понижать глюкозу в тканях мышц. Если нагрузка глюкозы в норме, то происходит снижение степени гормона роста. Если концентрация гормона роста отсутствует, то это рассматривается как признак, который доказывает, что присутствует активная стадия акромегалии.

Читайте также:  Питание при аденоме молочной железы

Этот тип аденом составляет около 10-14% всех опухолей гипофиза. Отмечено, что эозинофильные аденомы растут медленно и не дают отдаленных метастазов.

Клинические проявления зависят как от симптомов, связанных с интраселлярным или экстраселлярным ростом аденомы, так и обусловленных повышением гормональной активности.

Давление опухоли, расположенной внутри турецкого седла, вызывает эрозию стенок с расширением внутренних его размеров (верхний предел нормального турецкого седла равен 12 мм. в высоту и 15 мм. в ширину). В результате повышения внутричерепного давления нарастает остеопороз клиновидных костей.

Если опухоль поднимается выше диафрагмы седла и сдавливает перекрест зрительных нервов, а затем и зрительные нервы, отмечается ухудшение зрения. Большинство опухолей оказывает давление на нижневнутренние стороны стволов зрительных нервов, вследствие чего прежде всего поле зрения нарушается в переднем височном квадранте, лучше выявляясь при исследовании красным тест-объектом.

При прогрессировании опухоли наступает битемпоральная гемианопсия, а затем возникают скотомы, утрата зрения в назальных полях и полная слепота. Иногда наблюдаются и другие нарушения со стороны зрения.

Головные боли также являются важным проявлением аденомы гипофиза: они вызываются растяжением диафрагмы седла и расширением его размеров, которое затрагивает большие сосуды, проходящие в этой области.

Большие гипофизарные опухоли могут оказывать давление на гипоталамус, вызывая тем самым разнообразные нарушения. В функциональном отношении эозинофильная аденома гипофиза приводит к акромегалии или гигантизму. При акромегалии увеличение размеров турецкого седла
имело место в 93% наблюдений, головные боли — в 87%, нарушения зрения — в 62%, ринорея — в 15%.

Другие проявления эозинофильной аденомы гипофиза обусловлены избыточной секрецией гормона роста и по частоте, согласно приведенной статистике, распределяются следующим образом: деформация и избыточный рост костной ткани (чаще всего лицевого скелета) — 100%, гипертрофия мягких тканей — 100% (вследствие увеличения массы соединительной ткани и увеличения объема интерстициальной жидкости), повышение основного обмена — 70% (при нормальных других тестах, характеризующих активность щитовидной железы), гипертрихоз — 53%, пигментация — 40%, увеличение веса тела — 39%, нарушение толерантности к глюкозе — 25%, зоб — 25%.

Часто имеют место висцеромегалия (особенно часто с увеличением сердца и сердечной недостаточностью к 50-60 годам), артралгии и артриты (вследствие пролиферации хрящевой ткани, изменения объема суставов и нарушения механики движения), остеопороз, прогнатизм. В отдельных случаях наблюдаются гормональные изменения, связанные с нарушением секреции других гормонов — галакторея (в связи с повышением продукции пролактина), снижение или повышение либидо (обычно в сочетании со снижением гонадотропной функции), еще реже гиперадренокортицизм (в поздних стадиях наблюдается снижение резервов АКТГ). В тех случаях, когда заболевание начинается до наступления половой зрелости (т. е. при открытых эпифизарных зонах роста), вместо акромегалии возникает гигантизм.

Особого внимания заслуживают симптомы понижения толерантности к углеводам. Гиперсекреция гормона роста играет существенное значение в возрастном понижении способности организма утилизировать глюкозу в мышечной ткани. Вместе с тем при акромегалии, когда секреция этого гормона повышена более, чем обычно, диабет наблюдается лишь у 25-40% больных. Более низкая частота диабетических нарушений при акромегалии, чем можно было ожидать, вероятно, связана с гиперсекрецией инсулина, которая обнаруживается как в базальном состоянии, так особенно после нагрузки глюкозой или стимуляции бутамидом.

Читайте также:  Аденома простаты лечение пенестер

Наличие гиперинсулинемии почти у всех больных акромегалией показывает, что практически у всех имеется резистентность к инсулину, т. е. нарушение, которое может привести к снижению толерантности к глюкозе. Однако одним из отличий между старением и акромегалией в этом отношении является то, что в процессе старения, кроме нерегулируемости гормона роста, происходят аналогичные изменения в системе гипоталамус — глюкокортикоиды с нарушением суточного ритма секреции кортизола, что является важным синергическим фактором, вызывающим развитие диабетических нарушений. При акромегалии, напротив, гиперкортицизм развивается редко.

Заслуживают внимания наблюдения о том, что высокий уровень циркулирующего гормона роста повышает частоту опухолей у больных акромегалией, в частности аденом паращитовидных желез, островков Лангерганса и коры надпочечников. Имеются данные, что и другие опухоли развиваются при акромегалии чаще, чем обычно.

Для подтверждения диагноза акромегалии в пограничных случаях и особенно для оценки степени заболевания, если в прошлом уже проводилось лечение, существенное значение имеют лабораторные данные.

Радиоиммунологическое определение гормона роста показывает, что при акромегалии его уровень обычно превышает 10 нг/мл. Поэтому эта величина и принята как верхний предел нормы (следует учитывать, что в состоянии эмоционального возбуждения, стресса, при интенсивных физических упражнениях, длительном голодании, лечении эстрогенами уровень гормона у здоровых лиц может возрастать выше этого предела.

Учитывая, что нагрузка глюкозой в норме приводит к снижению уровня гормона роста, существенное диагностическое значение придается определению концентрации гормона роста до и через 1 час после этой нагрузки.

Отсутствие снижения концентрации гормона роста, особенно в пограничных случаях, когда базальный его уровень составляет около 10 нг/мл, рассматривается как признак, свидетельствующий о наличии активной стадии акромегалии. Однако в последнее время появились данные, что и при явной акромегалии у части больных после пробы с глюкозой наблюдается снижение концентрации гормона роста. На этом основании было сделано интересное предположение о том, что акромегалия может возникать в ответ на гипоталамическую гиперстимуляцию, при которой имеет место продукция избыточного количества СТГ — рилизинг-гормона.

Поэтому в настоящее время положительный тест с глюкозой (снижение концентрации гормона роста) уже не рассматривается как непреложный показатель отсутствия активной эозинофильной аденомы гипофиза.

При акромегалии может наблюдаться и парадоксальное повышение уровня гормона роста в ответ на нагрузку глюкозой. Активная акромегалия сопровождается увеличением в сыворотке концентрации фосфора, повышением экскреции кальция и оксипролина. Проба на толерантность к углеводам и определение уровня НЭЖК (концентрация которых у больных с акромегалией составляет в среднем 907±62 мкэкв/л) являются ценными вспомогательными исследованиями, особенно при динамическом наблюдении. Отмечено, что мобилизация НЭЖК на введение гормона роста при акромегалии снижена.

Читайте также:  Частое мочеиспускание у мужчин после операции аденомы простаты

В активной фазе акромегалии, как правило, применяется лучевое лечение. Эозинофильные опухоли весьма чувствительны к рентгеновскому воздействию, если доза на гипофизарную область составляет 5000-6000 р, или к кобальтовому облучению в дозе на опухоль 4000 рад. Повторные рентгенограммы области турецкого седла, определение полей зрения, измерение концентрации в крови гормона роста и НЭЖК необходимы для суждения об эффективности лечения. При отсутствии ремиссии, несмотря на повторные курсы облучения и прежде всего при нарастании симптомов сдавления зрительных нервов, необходимо производить оперативное удаление опухоли.

Нередко облучение приходится повторять через некоторое время из-за возникающего рецидива. Кроме того, в случае успешного лечения часто удается добиться лишь стабилизации процесса, но не регрессии всех клинических симптомов заболевания. Некоторые исследователи сообщают, что облучение тяжелыми частицами (протоны или нейтроны) более эффективно.

В связи с совершенствованием техники вмешательств на гипофизе в настоящее время нередко используется имплантация в турецкое седло иттрия-90, криогипофизэктомия, а в случаях, со значительным параселлярным распространением опухоли производится ее хирургическое удаление.

В некоторых случаях уменьшения интенсивности диабетических нарушений можно добиться в результате применения больших доз эстрогенов, например 5 мг. диэтилстильбэстрол-пропионата в день в течение нескольких месяцев. Данный эффект представляет значительный интерес, так как под влиянием эстрогенов секреция гормона роста усиливается.

В этой связи следует отметить способность больших доз эстрогенов противодействовать липолитическому эффекту гормона роста. Этим эффектом может быть объяснено улучшение толерантности к углеводам под влиянием эстрогенов, учитывая, что при высокой концентрации жирных кислот снижается утилизация глюкозы.

Известно также, что эстрогены вызывают закрытие эпифизарных зон. Поэтому их длительное применение показано и при гигантизме. Эстрогены противодействуют и некоторым другим эффектам гормона роста у человека.

Представляет интерес выяснение вопроса об эффективности прогестинов как вспомогательного средства при лечении акромегалии. Под влиянием прогестинов у больных раком тела матки улучшается толерантность к углеводам. Показано также, что прогестины тормозят секрецию гормона роста как базальную, так и стимулированную аргинином или гипогликемией. Наконец, имеются данные о возможности торможения прогестинами секреции гормона роста и у больных акромегалией. Снижение концентрации гормона роста в крови описано и под влиянием аминазина, что обусловлено уменьшением количества катехоламинов в нейронах гипоталамуса.

Своеобразной следует считать и попытку воздействовать на течение акромегалии путем иммунизации активным гормоном роста с тем, чтобы индуцированные антитела заблокировали эндогенный соматотропин. Для иммунизации был использован нативный соматотропин человека, учитывая, что в процессе препаративного получения гормон подвергается определенной денатурации и что это может приводить к индуцированию специфических антисоматотропных антител.

источник